Размер шрифта:

  • А
  • А
  • А

Цвета сайта:

  • Ц
  • Ц
  • Ц
Главная Консультативный совет глав госрезервов СНГ Обмен опытом Совершенствование управления знаниями в лабораториях нефтепродуктов Росрезерва (Российская Федерация)

Совершенствование управления знаниями в лабораториях нефтепродуктов Росрезерва (Российская Федерация)

Загрузка...

К.В. Бакланов, к.т.н., заведующий лабораторией, А.Н. Рогова, к.т.н., доц., учёный секретарь, С.Н. Астафьев, к.т.н., ведущий научный сотрудник, О.И. Кириллова, к.т.н., старший научный сотрудник, Е.В. Хаустова, старший научный сотрудник, О.В. Савина, инженер. ФГБУ НИИПХ Росрезерва

 

Совершенствование управления знаниями

в лабораториях нефтепродуктов Росрезерва

 

Ключевые слова: хранение нефтепродуктов, управление знаниями, повышение квалификации

В статье представлены результаты анализа анкетирования сотрудников нефтяных лабораторий комбинатов Росрезерва после обучения на курсах повышения квалификации в 2010-2011 гг. Проведенное анкетирование подтвердило, что для управления знаниями, связанными с хранением нефтепродуктов необходимо создание организованного процесса обучения, одновременно учитывающего как опыт мировой практики, так и особенности государственного материального резерва

 

Значительное изменение нормативной и научно-технической документации в области испытаний нефтепродуктов выдвигает на первый план необходимость своевременного повышения квалификации специалистов лабораторий по указанной тематике. Особенно сильные изменения в требования к испытательным лабораториям внесли: федеральные законы «О техническом регулировании» [1] и «Об обеспечении единства измерений» [2], введение в действие Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» [3], а также ГОСТ Р 53229-2008 «Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута.» [4], ГОСТ Р ИСО 5725-2002 (Части 1-6) «Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений» [5]и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [6].

Для сотрудников нефтяных лабораторий комбинатов Росрезерва курсы повышения квалификации с учетом такого обновления нормативно-технической документации долгое время не проводились. Все это делает проблему повышения эффективности организованного процесса обучения важной и актуальной задачей. Для ее решения был выбран метод анкетирования.

В июле-августе 2010 г. ФГБУ НИИПХ провел анкетирование испытательных лабораторий, осуществляющих хранение нефтепродуктов. Анкетированием были охвачены 46 комбинатов. По результатам анкетирования была подготовлена справка с рекомендациями института по улучшению деятельности лабораторий. В числе предложенных институтом мероприятий было рекомендовано организовать переподготовку специалистов этих лабораторий. Совершенствование технологии производства, ужесточение требований безопасности и изменения технических характеристик транспорта ведет к постоянным изменениям в методах и процедурах контроля качества нефтепродуктов. В результате, знания по вопросам обеспечения и контроля качества нефтепродуктов находятся в непрерывном развитии, и это требует от Росрезерва стать «обучающейся организацией». Более того, можно ожидать, что в будущем рост информации по указанной тематике будет только ускоряться.

Все это говорит об актуальности и необходимости постоянного совершенствования знаний специалистов [7]. Вместе с тем, участвуя в организации переподготовки, Институт ставил перед собой цель – более эффективное управление своим самым ценным капиталом – знаниями технологии хранения, которые были наработаны несколькими поколениями сотрудников. Это особенно ценно в наши дни, поскольку обладание накопленными знаниями и умение ими управлять являются ключевыми факторами успешности института. Многие знания хранятся и в умах сотрудников лабораторий комбинатов в виде накопленного ими опыта, поэтому прямое общение на курсах повышения квалификации является поистине бесценным источником новой информации, которую невозможно извлечь из методической литературы, Интернета, стандартов. Фактически нами была сделана попытка в течение пусть краткого периода курса повышения квалификации создать интерактивную среду, в которой специалисты имеют возможность обмениваться знаниями и применять полученные сведения для выработки нового мировоззрения.

На основании соглашения о научно-техническом сотрудничестве между ФГБУ НИИПХ и ФАУ «25 ГосНИИ Минобороны России» от 05.07.2010 г. была разработана и согласована с Росрезервом программа повышения квалификации, в соответствии с которой и проводилось обучение сотрудников нефтяных лабораторий комбинатов Росрезерва.

В этой переподготовке ФГБУ НИИПХ принял на себя обязанности по освещению специфических вопросов, связанных с обеспечением длительного хранения нефтепродуктов.

Переподготовкой были охвачены представители всех комбинатов, осуществляющих хранение нефтепродуктов. Это практически все начальники лабораторий и не менее одного техника и лаборанта от каждого комбината. Наряду с лекциями проводились практические занятия.

В проведении занятий активное участие приняли следующие сотрудники института:

  • начальник отдела перспективного развития и внешних связей, к.ю.н.    В.Н. Адаева;
  • ученый секретарь, к.т.н. А.Н. Рогова;
  • заведующий лабораторией технологии хранения нефтепродуктов, к.т.н. К.В. Бакланов;
  • старший научный сотрудник комплексного отдела по эксплуатации основных фондов (лаборатория технологии складских работ), к.х.н. Е.В. Бакирова;
  • старший научный сотрудник лаборатории технологии хранения нефтепродуктов, к.т.н. О.И. Кириллова.

При разработке программы курсов в нее были включены новые важные темы, аналоги которых отсутствуют в практике Учебного центра ФАУ «25 ГосНИИ Минобороны России» и иных учебных заведений России:

  • противокоррозионная защита резервуаров и объектов технологического оборудования для нефтепродуктов;
  • нормативно-правовое регулирование приемки нефтепродуктов по качеству и количеству в современных условиях и ряд других.

Результаты обучения фиксировались путем проведения экзамена и анкетирования.

Для проведения анкетирования работников нефтяных лабораторий по согласованию с Росрезервом была разработана специальная анкета, которая подводит итог обучения, включающая вопросы, касающиеся качества обучения и удовлетворенности слушателей полученными знаниями, а также предложения по повышению эффективности и продуктивности занятий. Для обеспечения объективности результатов было решено сделать анкету анонимной.

В результате выполнения программы, обучение прошли 96 сотрудников комбинатов (8 групп). Из общего числа слушателей (96) количество анкетированных составляло 88. Представительность выборки анкетирования 91,7%, что свидетельствует о достоверности анализа и одновременно позволяет отсечь формальные ответы незаинтересованных представителей. Общее впечатление после ознакомления показывает, что большинство анкет отличается самостоятельностью изложения, т.е. полностью одинаковых анкет не зафиксировано.

Результаты анализа обработанных анкет:

1. Для подавляющего большинства слушателей проведенные курсы полностью соответствуют ожиданиям. Результаты представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Соответствие курсов ожиданиям слушателей

2. Большинство слушателей высоко оценили степень применимости полученных знаний на практике (почти 70%) и только незначительное число слушателей (3%) слабо себе представляют как применить полученные знания. В наглядной форме результаты представлены на диаграмме 2.

    

Диаграмма 2. Степень применимости знаний на практике

3. Для всех слушателей полученные на курсах знания содержали элемент новизны. Чуть меньше половины слушателей посчитали, что знания соответствуют стратегии развития комбинатов и будут в высокой степени актуальны, а все остальные подтвердили, что знания значительно помогут им в дальнейшей деятельности (Диаграмма 3).

 

Диаграмма 3. Соответствие тем учебного курса актуальным проблемам комбинатов

4. Достигли целей, поставленных в начале обучения в полной мере 87 % слушателей, прочие удовлетворены частично (Диаграмма 4).

   

Диаграмма 4. Достижение поставленных целей по результатам обучения

 

Диаграмма 5. Общая оценка программы занятий

5. При оценке качества обучения, включающего оценку программы занятий и оценку работы лекторов, мнения разделились. Так, если общую оценку программы почти 70% слушателей оценили как очень хорошую, а превосходной и хорошей оценило примерно равное число слушателей (Диаграмма 5), то работу всех лекторов, участвовавших в занятиях, более 40% слушателей оценила как превосходную, а еще 50% как очень хорошую (Диаграмма 6).

  

 Диаграмма 6. Оценка работы лекторов 

6. Наибольший разброс мнений получила оценка практических занятий. Практически половина слушателей оценили занятие только как хорошие, еще около 30% посчитали их очень хорошими, а у остальных остались прямо противоположные мнения – от превосходного до удовлетворительного (Диаграмма 7).

В своих комментариях слушатели указали, что на практических занятиях им бы хотелось работать на испытательном оборудовании той же марки, что уже имеется у них на комбинатах, либо планируется для закупки. Работа должна сопровождаться разбором наиболее распространенных ошибок, характерных для данного вида испытаний, а некоторые слушатели даже выразили желание на практических занятиях получить навыки по исправлению ошибок, что для объема курсов в 76 часов является недостижимым.

 

Диаграмма 7. Оценка практических занятий

Мы считаем, что вопрос совершенствования организации практических занятий является сложным и требует дополнительной проработки.

7. Оценка качества лекционного курса близка к оценкам всей программы обучения в целом и даже несколько превосходит ее за счет смещения некоторой части оценок из категории хороших в превосходные (Диаграмма 8).

 

Диаграмма 8. Оценка лекционных занятий

8. Слушатели посчитали раскрытыми в достаточной степени следующие темы:

  • вопросы по химмотологии;
  • практические занятия;
  • новое оборудование для испытаний его преимущества и недостатки;
  • внутрилабораторный контроль;
  • межлабораторный контроль;
  • рекомендации по оснащению лаборатории и тонкостям закупок;
  • уменьшение погрешности испытаний ГСМ;
  • оценка точности проводимых испытаний;
  • основные требования к испытательным лабораториям;
  • подготовка к аккредитации лабораторий;
  • контрольные карты Шухарта;
  • техника выполнения испытаний.

9. В качестве вопросов, которые заслуживают более подробного рассмотрения, слушатели выделили следующие:

  • стратегия развития комбинатов и всего Росрезерва;
  • что нового вносится в проект Стандарта Росрезерва;
  • сертификация нефтепродуктов, практика оформления документов по проведению сертификации;
  • оценка приемлемости единичных результатов измерений;
  • внутрилабораторный контроль точности испытаний;
  • применение технического регламента для работы с резервами;
  • на каком этапе анализа наиболее часто совершаются ошибки и практические навыки их исправления;
  • организация круглого стола со слушателями, работниками Росрезерва и 25 ГосНИИ;
  • целесообразность аккредитации лабораторий на комбинатах;
  • особенности требований к лабораториям в системе Росрезерва;
  • разночтения в нормативных документах с позиций Росрезерва;
  • ошибки при проведении анализов;
  • оформление документов при аттестации лаборатории (оценке состояния измерений).

10. Мероприятия, способные, по мнению слушателей, повысить качество занятий:

  • увеличение количества раздаточного материала;
  • усиление мотивации руководителей комбинатов в поддержании технической компетентности лабораторий;
  • ознакомление с наглядными материалами по оформлению документов;
  • обзор научной литературы по контролю качества нефтепродуктов;
  • регулярность в проведении курсов;
  • современные требования к качеству топлива при длительном хранении;
  • круглый стол с преподавателями с обсуждением примеров, встречающихся на практике;
  • больше времени отвести занятиям в НИИПХ;
  • введение обратной связи, состоящей в кратком тестировании после прослушивания темы для закрепления знаний;
  • использование во время занятий наглядной информации с применением компьютерных технологий;
  • согласование требований к испытательным лабораториям и лабораториям Росрезерва;
  • приведение в соответствие требований к лабораториям Росрезерва и требований в других государственных документах;
  • большее привлечение к лекциям сотрудников Росрезерва;
  • разделение по группам хранимого продукта.

Следует отметить, что часть идей по улучшению качества занятий было почерпнуто слушателями именно на занятиях в ФГБУ НИИПХ:

  • при проведении лекций нашими преподавателями использовалась компьютерная техника;
  • обсуждались направления совершенствования Стандарта Росрезерва;
  • был подготовлен обширный раздаточный материал, включающий новые формы паспортов качества и информации для потребителей в соответствии с требованиями Технического регламента, изменения к ГОСТ, материалы по новому испытательному оборудованию;
  • подготовлен обзор основных научных работ ФГБУ НИИПХ в области сохранности нефтепродуктов;
  • для иллюстрации лекций подготовлены два слайд-шоу.

Именно поэтому, представляется логичным вывод слушателей о необходимости более значительного привлечения сотрудников Росрезерва при проведении мероприятий по переподготовке кадров.

11. На основании приведенного анализа можно составить образ идеального занятия с точки зрения слушателя. Оно включает в себя:

  • обзор научной литературы по рассматриваемой проблеме;
  • представление учебного материала в двух формах, в том числе в наглядной форме с применением компьютерных технологий;
  • для практического использования излагаемого материала – в виде раздаточного материала;
  • увязку с реалиями Росрезерва;
  • анализ типичных ошибок, совершаемых в практической деятельности;
  • в завершении – краткое тестирование для закрепления материала.

 

Заключение

1. Росрезерв сделал важный шаг к тому, чтобы стать «обучающейся организацией», которая стремится постоянно развивать коллективные знания и навыки работников испытательных лабораторий нефтепродуктов в целях повышения общей эффективности.

2. Все слушатели, принявшие участие в анкетировании, проявили заинтересованность в:

  • продолжении процесса обучения;
  • охвате курсами всех специалистов нефтяных лабораторий комбинатов;
  • оказании посильной помощи в улучшении качества курсов повышения квалификации.

3. Удалось достигнуть хорошего качества обучения, и имеются ясно выделенные направления его совершенствования, направленные на:

  • увеличение объема практических занятий;
  • расширение тематики курсов, связанной с проблемами длительного хранения;
  • увеличение числа специалистов ФГБУ НИИПХ, занятых в образовательном процессе.

4. Перед началом новых учебных курсов целесообразно провести совещание представителей Учебного центра ФАУ «25 ГосНИИ Минобороны России», Росрезерва и ФГБУ НИИПХ для выработки единого подхода по вопросам учебного курса и путей повышения качества практических занятий.

 

Список литературы

1. О техническом регулировании : фед. закон Рос. Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.

2. Об обеспечении единства измерений : фед. закон Рос. Федерации от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.

3. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» : утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 27 февраля 2008 г. № 118.

4. ГОСТ Р 53229-2008. Оценка соответствия. Правила проведения работ по подтверждению соответствия автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и топочного мазута. − М. : Стандартинформ, 2009.

5. ГОСТ Р ИСО 5725-2002 (Части 1−6). Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. − М. : Стандартинформ, 2002.

6. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006. Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. − М. : Стандартинформ, 2007.

7. Харрингтон Дж., Боул Ф. Совершенство управления знаниями / под науч. ред. А. Б. Болдина. − М. : РИА «Стандарты и качество», 2008. − 272 с.